+7 (906) 129 12 61 tlt.muzey@yandex.ru
Тольятти, ул. Юбилейная,25
Музей временно закрыт для посетителей
+7 (906) 129 12 61 tlt.muzey@yandex.ru
Тольятти, ул. Юбилейная,25
Расписание работы
Музей временно закрыт для посетителей

Цикл "Листая старые блокноты". Иван Полиенко

8 Июня 2020 г.

Иван Полиенко: В моих картинах отражены состояния


Так получилось, что тема Москвы стала для меня основной, можно сказать, главной. Но, если смотреть глубже, то дело не в этом. В сущности, дело в том, что художник в начале творческого пути встает перед проблемой создания Картины, и эту проблему для себя необходимо решить, чтобы двигаться дальше.

Я окончил Суриковский институт в 1982 году. Тогда все только и говорили: художники больше не пишут картин, пишут лишь этюды, натюрморты, пейзажи… На самом деле писали и картины, но живописцев, которые могли это делать и делали, было мало. Настолько мало, что для регулярных московских весенних и осенних выставок картин не хватало.

Я с самого начала думал не столько о пейзаже, сколько о картине. И постепенно мои этюды о Москве стали приобретать все более монументальный характер. У моих друзей, учеников Андрея Владимировича Васнецова, художников М. Кулагиной, В.Манюхина, А.Дубова, была большая мастерская на Старом Арбате. Они выделили и мне комнату, и целое десятилетие мы не только работали бок о бок, но и много говорили об искусстве, спорили, обсуждали выставки. Из окон мастерской открывались великолепные панорамы, замечательные виды на старую Москву. На крыши домов, на дворы. Именно там были написаны «Арбатские крыши», «Окно на Арбате» и многие другие.

Однажды зашел Андрей Владимирович Васнецов, мы пили чай, рассуждали о живописи. Я навсегда запомнил напутствие, высказанное Мастером: «Не пишите предметы, пишите пространство между предметами, пишите планы. Художники обычно пишут небо светлым, землю – темным, но и небо может быть темным».

В начале 90-х годов мы вчетвером сделали выставку в ЦДХ, после нее нам пригласили сделать выставку в Бельгии, в Антверпене. В Музее Рубенса и Музее изобразительных искусств Антверпена мы смотрели работы Рубенса, Снайдерса, других старых европейских мастеров. И все это произвело на нас колоссальное впечатление. Оно не прошло даром.

Становление моего творчества происходило не столько в рамках пейзажной живописи, сколько в осмыслении законов построения пространства картины и решения пластических задач в ней. Это непросто, ибо в нашем сознании прочно сидит формула: «видишь – и изображаешь».

В начале 2000-х годов я переехал в мастерскую на Гоголевском бульваре. Здесь были написаны картины «Город», «Гоголевский бульвар» и многие другие. Картина не пишется быстро, враз, сходу. Чтобы ее создать, нужно время, нужно внимательно всмотреться, проанализировать и осмыслить то, что ты собираешься изобразить. В моих картинах нет сюжета, в них запечатлены рассуждения, плоды раздумий, отражены состояния.

Затем была мастерская на Масловке, где я работаю и сейчас. Здесь тоже написано много картин о Москве… Вновь и вновь я вглядываюсь в московские улицы и площади, мне необходимо это созерцание, изучение и размышление. Только так я пишу.

Время идет, меняется мир вокруг нас, и мы ощущаем эти изменения. Мои новые картины, я надеюсь, будут передавать зрителю ощущение нового времени.


Полиенко Иван Алексеевич (род. 1950) – живописец, заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ. В коллекции Музея Актуального Реализма более 60 живописных и графических произведений художника.



Поделиться:


Хочу получать новости на свою почту

Наши контакты
Тольятти, ул. Юбилейная,25
+7 (906) 129 12 61 tlt.muzey@yandex.ru