+7 (906) 129 12 61 tlt.muzey@yandex.ru
Тольятти, ул. Юбилейная,25
Музей временно закрыт для посетителей
+7 (906) 129 12 61 tlt.muzey@yandex.ru
Тольятти, ул. Юбилейная,25
Расписание работы
Музей временно закрыт для посетителей

Цикл "Листая старые блокноты". Максим Кантор

5 Июня 2020 г.

Цикл "Листая старые блокноты". Максим Кантор

Как город подтягивается к музею


Беседа И. Яновской с художником и писателем Максимом Кантором в его мастерской в Москве летом 2012 г.


И.Яновская: Один из современных западных трендов – активное развитие провинциальных музеев. Как вы думаете, почему?


М.Кантор: Во-первых, играет роль самосознание западного человека: люди не считают, что в столице все лучше, значительнее, ценнее и интереснее. Столица воспринимается как административный центр, место обитания правительства, но не обязательно культурный центр. Европейская культура еще в средние века выстраивалась вокруг университетов, а они находились отнюдь не только в столицах.

Во-вторых, не все будущие крупные будущие политики, бизнесмены, меценаты, коллекционеры родились и выросли в столицах, многие из них, достигнув успеха и благосостояния, приходят к мысли о необходимости сделать свой вклад в развитие родного города, отдать долг памяти и уважения своей малой родине. Именно так возникли многие музеи в Германии, Швейцарии, Голландии и других странах. Примеров таких очень много. На севере Германии есть городок Эмден, здесь родился Генри Наннен, который в 1948 году создал знаменитый иллюстрированный журнал «Штерн», он руководил им 35 лет. А когда постарел, покинул свой пост и открыл в родном городке сначала выставочный зал, а затем и музей Kunsthalle, вложил в него почти все свои сбережения. Это не было случайно для него: он был коллекционером уже много лет, собрал богатую коллекцию немецких экспрессионистов, спас от уничтожения во время фашистского режима немало произведений «дегенеративного» искусства, покупал работы во многих странах, в том числе и в России. Сейчас это один из лучших частных музеев Европы, его ежегодно посещают сотня тысяч человек. И таких примеров много. Примечательно, что именно эти музеи, выросшие зачастую из частных коллекций, получаются обычно красивыми и успешными, вероятно, из-за того, что их создавали с любовью, и они хранят в себе энергетику их создателей, их энтузиазм.


И. Яновская: Существуют ли механизма поддержки таких музеев или это всегда исключительно благотворительный проект?


М. Кантор: На первом этапе – да, но на какой- то стадии, насколько я знаю, подключаются местные власти – ведь это местный проект, он делает регион более благополучным, более привлекательным, поэтому все в нем так или иначе заинтересованы. Более того, зачастую финансирование за счет местных источников бывает более стабильным и устойчивым, так что даже крупные музеи иногда завидуют провинциальным в этом смысле. Во многих случаях это политический и экономический интерес местных властей - поддерживать местный музей.


И. Яновская: Стремление к престижу, известности?


М.Кантор: В основном, соображения экономического порядка. Ведь такие городки, как Эмден, превращаются благодаря музею в центры притяжения туристов. Что такое Эмден – это север Германии, там холодно, постоянно дуют ветры, погода не очень. Но уже в Гамбурге вы постоянно можете видеть указатели на музей Kunsthalle, вас буквально ведут в музей. И сотни тысяч туристов и немцев туда едут, немцы – просто в выходной, с семьями, на автомобилях. И город создал для этого соответствующую инфраструктуру – это и отели, и рестораны, и развлечения. И теперь уже не столько город музею нужен, сколько музей городу.

Кстати, то же самое произошло в Испании, в Бильбао. Этот захиревший было испанский город как-то весь подтянулся и воспрял, когда в нем открылся филиал Музея Гуггенхайма.


И. Яновская: Возможно ли представить такое в российской провинции?


М. Кантор: Очень сложно. Но ведь создание музея – вообще сложная задача. Одно дело – собирать коллекцию для своего удовольствия, развешивать в своем доме полюбившиеся картины, совсем другое – содержать ее таким образом, чтобы она была доступна большому количеству людей.


И. Яновская: Тем более, что ведь сегодня функции музея поменялись: хранение – хоть и обязательная задача, но далеко не главная. Приоритеты современного музея - культурная коммуникация, просвещение.


М. Кантор: Люди в музее собираются, встречаются, занимаются любимым делом, общаются, находят единомышленников, просвещаются - слушают лекции, смотрят кино об искусстве, обмениваются мнениями. Они проводят в музее досуг с семьями, с детьми: рисуют, лепят, делают что-то своими руками. На вопрос, куда пойти в воскресенье с семьей, люди говорят – в музей.


И. Яновская: В Тольятти многие ответят: в торговый центр.


М. Кантор: Может, поэтому Вавилин и решил открыть в вашем городе музей?

 

Кантор Максим Карлович (род. 1957) - российский художник, писатель, историк искусства, эссеист.  

Яновская Ирина Борисовна - директор Музея Актуального Реализма


Поделиться:


Хочу получать новости на свою почту

Наши контакты
Тольятти, ул. Юбилейная,25
+7 (906) 129 12 61 tlt.muzey@yandex.ru