+7 (906) 129 12 61 tlt.muzey@yandex.ru
Тольятти, ул. Юбилейная,25
с 23 июня 
вт, ср, птн, сб  13-00-19-00
чтв 13-00-20-00
вск,пн - выходной
+7 (906) 129 12 61 tlt.muzey@yandex.ru
Тольятти, ул. Юбилейная,25
Расписание работы
с 23 июня 
вт, ср, птн, сб  13-00-19-00
чтв 13-00-20-00
вск,пн - выходной

Цикл "Листая старые блокноты". Виктор Иванов

28 Мая 2020 г.

Цикл "Листая старые блокноты". Виктор Иванов
О становлении художника, бунтарстве и методах самопроверки

В.Иванов: У меня такой метод был самопроверки. Обычно в воскресный день я брал несколько своих работ и шел с ними в Третьяковку, в залы Кустодиева, Серова, Репина, Сурикова. Я подставлял свои работы к картинам мастеров, мне рабочие помогали – держали мою картину рядом с холстом кого-то из великих. А я смотрел, внимательно. Если этого не делать, невозможно верно оценить свою работу: какая б у тебя ни была зрительная память, детальное сравнение невозможно, тем более нельзя сравнивать с репродукцией. Пойми правильно: у меня абсолютно отсутствовало желание проверить – не хуже ли у меня и насколько хуже? Не в этом была цель! Мне было интересно узнать: какой я по отношению к ним, что я за художник, если учесть, что уже есть они и все, что они создали? Они помогали мне познать себя, давали истинное понимание того, какой я есть, каково мое место и просматривается ли оно вообще… Вот, например, в зале Серова у меня было ощущение, что со своего портрета Серов мне говорит: ну что ты принес, это не то все. Ну и правда, вот его Ида Рубинштейн – дитя эпохи, вобла сушеная, а тут я, со своими здоровыми бабами. В зале Репина – а это была моя любовь с детства и на всю жизнь – мне казалось, Репин мне говорит: Виктор, я вижу, что ты хотел продолжать то, что делал я, но ты мне «изменил», далеко отошел от моей линии… Когда я пришел к Кустодиеву, ощущение было, что художник вопрошает: ну что ты такой мрак принес? Жизнь такая прекрасная, светлая, все звенит, все цветет, а у тебя что?


В.Вавилин: Ну а Суриков что сказал вам?


В.Иванов: А вот Суриков … Я к портретам суриковским подставлял свои работы, к портретам, не к картинам… И он мне как будто сказал: ничего, продолжай! Такое ощущение у меня было благодатное после Сурикова…


В. Вавилин: Ну и к каким в итоге выводам вы пришли? Нашли у себя какие-то сильные стороны?


В.Иванов: Да не в этом дело, не это меня волновало. У меня было стремление понять, примет ли меня именно это, реалистическое течение русского искусства, попадаю ли я в него, чужой я ему или нет? Примет или отторгнет как нечто чуждое? Это было не очевидно, и окончательно я понял, что примет и не отторгнет, лишь через много лет, когда мне вручили международную премию им. Шолохова.

Это вещи очень тонкие – кто в какое направление, течение, школу попадает. Понять это сложно, особенно в реальном масштабе времени. Мне как-то один хороший художник сказал: «Когда мы были молодыми, мы очень серьезно живописью занимались, старались, работали, и казалось, что мы и олицетворяем традиции великого русского искусства. А наш товарищ Александр Дейнека каждый год выдавал по «халтуре», как мы искренне считали. Но прошло время и оказалось, что Дейнека-то как раз и есть русское искусство, а не мы». Определить наперед, будет ли жить то, что ты делаешь или нет, - невозможно. Это тайна, ее не разгадать. И очень многие ошибались в этом. Вот, к примеру, художник Иван Крамской – он умница был, невозможный умница! И замечательный художник. И вот они сотоварищи бунт устроили в Академии художеств, обвинили Академию в косности, хотели добиться права самостоятельно выбирать тему итоговой конкурсной работы. Права этого они не добились, диплом не защитили, из Академии пришлось уйти. Правильно ли они сделали? По-своему они были правы. Но что такое Академия, что она дает молодому художнику? – она дает знание традиций, устоев, она дает такой опыт, который в тот момент, когда художник осознает свою индивидуальность и приблизится к какой-то именно своей особенной линии в искусстве, поможет молодому человеку с этим справиться. Вот в чем ее роль, и только в этом. Самостоятельность и свободу в Академии дать студенту – невозможно. А когда дали такую свободу: делай, что хочешь, пиши, как хочешь и что хочешь, работай «по собственному желанию», - все пошло хуже и хуже, уровень ниже и ниже. Да и сам-то Крамской – умница! – он ведь всю жизнь потом писал свою дипломную работу «Осмеивание Христа» - все пытался закончить ее, да так и не написал. А Суриков уже «Утро Стрелецкой казни» написал! Ушел вперед, очень далеко, намного вперед! А умница все продолжал делать старомодную чушь… Это бунтарь-то! Вот его Бог и наказал…


Иванов Виктор Иванович (1924), народный художник СССР, лауреат государственных премий, действительный член РАХ, почетный гражданин Рязанской области.  Родился в Москве, учился в Московской средней художественной школе, МГАХИ им. В.И.Сурикова (1944-1950) у А.А.Осмеркина, А.М.Грицая, Ю.П.Кугача. Работы Виктора Иванова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Рязанском областном художественном музее, и многих других музеях и галереях России и мира, а автопортрет художника с 1983 года находится в галерее Уффици (Флоренция). В собрании Музея Актуального Реализма 26 произведений художника.


Вавилин Виталий Владимирович бизнесмен, основатель Музея Актуального Реализма.



Поделиться:


Хочу получать новости на свою почту

Наши контакты
Тольятти, ул. Юбилейная,25
+7 (906) 129 12 61 tlt.muzey@yandex.ru