+7 (906) 129 12 61 tlt.muzey@yandex.ru
Тольятти, ул. Юбилейная,25
с 23 июня 
вт, ср, птн, сб  13-00-19-00
чтв 13-00-20-00
вск,пн - выходной
+7 (906) 129 12 61 tlt.muzey@yandex.ru
Тольятти, ул. Юбилейная,25
Расписание работы
с 23 июня 
вт, ср, птн, сб  13-00-19-00
чтв 13-00-20-00
вск,пн - выходной

Цикл "Листая старые блокноты". Виталий Манин

15 июня 2020 г.

Цикл "Листая старые блокноты". Виталий Манин

Как вводили "соцреализм"

Из беседы с Виталием Серафимовичем Маниным в 2014 году

- Каждое время рождает свое искусство. И реализм 18 века не похож на реализм 19 века, реализм 19 века не похож на реализм 20 века. Они разные. Первое различие – разное отношение к жизни, разный тип освоения жизни, разные мотивы, сюжеты. Второе различие – в том, как рождается само это художественное направление, как формируется общность художников, как они подыскивают для себя родственные души, организуют союз и пропагандируют свое искусство. Именно родственные души – как передвижники в свое время организовались, и это направление осталось целостным в истории искусства.

Но бывает и другое - когда не от художников, а от государства все исходит. Государство приказывает: считать реализм ведущим и единственным направлением искусства. Социалистическое государство решило ввести понятие «соцреализм». Я много архивных материалов изучил на эту тему. В переписке Кацмана с Бродским нахожу такие строчки -  Кацман пишет Бродскому: «Дорогой Исаак, вчера мы были у Сталина, - это он о художниках пишет, - и задали ему вопрос:  что такое соцреализм?» Это был уже конец 1934-го или начало 1935-го года. И Сталин, подумав, сказал: «Пишите правду». Но соцреализм не рекомендовал писать любую правду, и Сталин тоже не хотел этого. То есть Сталин сам не понимал до конца, что нужно, не смог сформулировать. Затем был съезд и на съезде все решили. Уже при Хрущеве мне многие деятели искусств, которые были на том съезде, рассказывали, какие теории тогда выдвигались, что предлагалось. Например,  предлагалось назвать этот тип искусства не «социалистический реализм», а «диалектический материализм». Или еще как-то иначе.  Такие идеологические дискуссии на съезде шли. Но Горький все же остановил дело на термине «соцреализм».  Один литературовед в книге воспоминаний пишет, что соцреализм рассматривался тогда не как метод или направление, а как лозунг. А ведь это совсем другое дело – всего лишь лозунг… Путаница была. До войны и после войны возникло множество теоретиков искусства, которые каждый по-своему интерпретировали это понятие. Договорились даже до того, что соцреалистическим должно считаться только то, что выберет и утвердит правительство, а остальное  - это вообще не искусство, а дерьмо, и его можешь вообще больше не показывать никому. Вот таким образом стало пониматься «художественное направление», так к нему стали относиться. Раньше отношение к «течениям» и  «направлениям» было иное. Речь шла о «преимущественных» направлениях, то есть о том, что предпочитали и чему обучали в то время. Например, в 18 веке любили классицизм, он был популярен, ему обучали во всех академиях и ничему другому. В 19 веке это назвали «придуманным искусством», постепенно предпочтения изменились, классицизм отошел в сторону, стал популярен реализм. Это происходило ненасильственно и не по чьему-то решению.


В.С.Манин (1929-12016) - доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств, член-корреспондент РАХ, профессор, педагог, автор более 70 книг по истории и теории русского изобразительного искусства. Последняя книга Манина "Образные пересечения русской живописи 1950-1990-е годы" издана Музеем Актуального Реализма в 2015 году и доступна в музее для всех желающих.


Поделиться:


Хочу получать новости на свою почту

Наши контакты
Тольятти, ул. Юбилейная,25
+7 (906) 129 12 61 tlt.muzey@yandex.ru